Профилактика развития кариеса (санация зубов)

До сих пор описанные мероприятия общего характера предназначены для предупреждения клинических проявлений кариозной болезни, т. е. для предупреждения возникновения кариозного разрушения зубов. Лечебное воздействие местного порядка, ликвидирующее в самых начальных стадиях

Возникший кариес, является методом предупреждения развития кариеса и его последствий, — воспалений пульпы и апикального пародонта. Но ввиду того, что самые начальные стадии кариеса, как правило, остаются незамеченными, потому что редко сопровождаются какими-либо субъективными ощущениями, их обнаружение возможно только путем организации периодических осмотров специалистом. Если такие периодические осмотры производить два раза в год с момента прорезывания первого постоянного моляра в течение всего периода смены молочных зубов постоянными, т. е. с шести до шестнадцатилетнего возраста, и при обнаружении возникающего кариозного очага сейчас же его ликвидировать, то это должно явиться эффективным мероприятием против распространения кариеса.

На этом принципе основана профилактика распространения кариеса при помощи плановой санации школьников. Разумеется, что чем раньше начать санацию, тем меньше встретится пораженных кариесом постоянных зубов, и тем легче и быстрее их можно будет санировать. Поэтому плановая санация наилучшим образом осуществима, когда обязательное обучение начинается с шестилетнего возраста, т. е. с возраста, когда начинают прорезываться поражаемые кариесом первые постоянные моляры. Правильно организованная и проводимая санация школьников является лучшей мерой профилактики пульпитов и апикальных пародонтитов, а, следовательно, так называемого «ротового сепсиса». Как показал опыт стоматологической клиники Военно-медицинской академии, при известных организационно-методических предпосылках возможна санация и взрослого населения.

Из обзора индивидуальных методов профилактики нетрудно видеть, что как общие, так и местные профилактические воздействия неразрывно связаны с вопросами социального порядка. Правильный режим беременной и младенца, нормальное питание детей и подростков регулируются не только положениями об охране материнства и младенчества, но и условиями культурного быта и материальной обеспеченности семьи. Но все эти элементы вытекают из той или иной структуры общества и системы государственного управления. То же может быть сказано и в отношении санации школьников. Санация может быть эффективна, только при охвате всех детей школьного возраста. Таким образом, действенная профилактика кариеса представляет собой часть большой проблемы, колеблющей социальные корни общественного строя.

Этим, по-видимому, объясняется «общепризнанность» и «популярность» локалистических теорий кариеса и, в частности, так называемой классической химико-паразитарной теории Миллера, которые выдвигают механическую чистку зубов, антисептические полоскания и «реминерализующие» пасты как метод «профилактики» кариеса. Зубные щетки, порошки пасты и полоскания не только не колеблют основ капитализма, но даже выгодны как предметы спекуляции и наживы. Но вместе с ростом всяких патентованных средств против кариеса растет и кривая распространения его именно в тех странах, где локальная профилактика является почти общеупотребительной. Это является лучшим доказательством бесцельности одних локальных методов профилактики и несостоятельности теорий, выдвигающих такие меры борьбы с кариесом.

При всем отрицательном отношении к механической чистке зубов как методу профилактики кариеса, следует все же воспитывать с детского возраста привычку ухода за полостью рта, который является частью общего гигиенического ухода. Само собой разумеется, что уход за полостью рта должен начаться с раннего детского возраста (с двух лет). И так как навыки детства зачастую остаются на всю жизнь, то важно ребенка приучать к правильным приемам ухода за полостью рта. Зубы следует чистить до и после ночного сна умеренно жесткой, а не мягкой щеткой. Щетка должна очищать вестибулярные, оральные и жевательные поверхности зубов. Каждый участок зубного ряда (моляры, премоляры, клыки и резцы) должен очищаться вертикальным движением щетки — при чистке оральной и вестибулярной поверхности — и горизонтальными движениями — при чистке жевательных поверхностей.

На каждую из поверхностей данного участка зубного ряда должно прилагаться не менее 10 движений щеткой (детей следует обучить производить чистку зубов со счетом движений). Вестибулярную поверхность зубного ряда следует чистить при сомкнутых челюстях, проводя щетку по направлению к режущему краю или к жевательной поверхности, и не только по поверхности зубов, но и по краю десны (массаж). Не следует приучать детей к пользованию мелом, а тем более пастами; мел и паста не только бесполезны, но зачастую вредны. Подщелачивая слюну, они способствуют отложению зубного камня. При недостаточно измельченном меле порошок и пасты травмируют насмитову оболочку. Неумелое пользование щеткой (горизонтальные движения), при наличии предрасположения, может способствовать образованию так называемых клиновидных дефектов. Кроме того, частицы порошка или пасты застревают вместе с зубным налетом в межзубных пространствах. Безусловно, вредно пользоваться для чистки зубов мылом, поваренной солью и древесным углем, так как это способствует возникновению воспалительных заболеваний десен. Полоскать рот следует водой, комнатной температуры (отнюдь не теплой), к которой можно прибавить несколько капель мяты или мирры. По окончании чистки щетку промывают сильной струей проточной воды и, обмыв кипяченой, сохраняют открытой в стоячем положении — волосом вверх.

оцените статью

Ссылка на основную публикацию