Особенности роста и развития ребенка в значительной степени зависят от свойств и особенностей, полученных им от родителей. Но существуют некоторые закономерности роста и развития, свойственные большинству детей. Согласно характера и интенсивности изменений, которые происходят в организме, принято разделять развитие человека на соответствующие периоды.
Среди многочисленных классификаций онтогенетического развития человека наиболее распространенной является модифицированная классификация M. П. Гундобина.
А. Внутриутробный этап:
а) фаза эмбрионального развития (II — III месяца);
б) фаза плацентарного развития (с III месяца до рождения) Б. внеутробной этап:
1) период новорожденности (до 3-4 недели);
2) период грудного возраста (с 3-4 недели до 12 месяцев);
3) перед дошкольный (старший ясельный) период (от 1 года до 3-х лет);
4) дошкольный период (с 3 до 6 лет);
5) младший школьный период (с 7 до 11 лет);
6) старший школьный период (с 12 до 17-18 лет).
После рождения жизни человека по классификации ВОЗ распределяется по возрасту следующим образом:
- Новорожденные 1-10 дней
- Грудной возраст 10 дней — 1 год
- Раннее детство 1 -3 года
- Первое детство 4-7 лет
- Второе детство 8-12 лет (мальчики) 8-11 лет (девочки)
- Подростковый возраст 13-16 (хлопч.), 12-15 (дивч.)
- Юношеский возраст 17-21 (юноши), 16-20 (дивч.)
Зрелый возраст
I период 22-35 (ч), 21-35 (ж)
II период 36-60 (ч), 36-55 (ж)
Пожилой возраст 61 -74 (ч), 56-74 (ж)
Старческий возраст 75-90 (ч и ж)
Долгожители 90 лет и старше.
В постэмбриональном развития человека выделяют следующие периоды возрастного психологического развития:
1. Малышам — от рождения до 1 года жизни.
2. Преддошкольный — от 1 до 3 лет.
3. Дошкольное — от 3 до 6-7 лет.
4. Младший школьный — от 6-7 лет до 10 лет.
5. Средний школьный — от 10 до 15 лет.
6. Старший школьный — от 15 до 18 лет.
7. Взрослый человек — от 18 лет и старше.
Л. П. Зубкова и Ф. Я. Хорошилкина (1993) для выполнения основных задач профилактики определяют 10 периодов формирование зубочелюстной системы с учетом ее физиологических, морфологических и функциональных изменений:
I — внутриутробное развитие эмбриона и плода (формирование тканей и органов
зубочелюстно-лицевой системы);
II — от рождения до 6 месяцев (до прорезывания первых временных (молочных зубов)
III — от 6 месяцев до 3-х лет (формирование временного прикуса);
IV — от 3 до 6 лет (сформировано временное прикус);
V — от 6 до 9 лет (первый период сменного прикуса);
VI — от 9 до 12 лет (второй период сменного прикуса);
VII — от 12 до 15 лет (постоянный прикус);
VIII — от 15 до 21 года (завершение формирования постоянного прикуса);
IX — от 21 до 40 лет (активная функция зубочелюстной системы);
X — от 40 и больше (снижение функции зубочелюстной системы).
С момента рождения и до 14-18 лет в организме происходят значительные изменения, которые обусловлены его ростом. В свою очередь эти изменения обусловливают анатомо-физиологические особенности растущего организма. Наиболее выражены эти особенности у новорожденных и грудных детей.