Пломбирование: золотые вставки

Как мы уже видели, пломбирование золотом является одним из самых, надежных, благодаря прекрасным качествам золота как пломбировочного материала, если, конечно, исключить ту трудность, с которой сопряжено наложение хорошей, особенно контурной, золотой пломбы.

Однако пломбирование золотом не распространено из-за тех неудобств, которые приходится переносить пациенту, а также и потому, что со стороны врача требуется много труда и искусства. Ведь для наложения хорошей золотой пломбы часто приходится держать пациента под коффердамом довольно продолжительное время; к этому еще присоединяется неприятное ощущение от конденсации молотком.

Само собой разумеется, что фарфоровые вставки оказали большую услугу в этом отношении, и в настоящее время контурные золотые пломбы в передних зубах с большим успехом заменяются фарфоровыми. Раньше не доверяли фарфоровым вставкам, особенно их укреплению, но когда увидели, что фарфоровые пломбы лежат хорошо в течение нескольких лет, что цемент, соединяющий вставку со стенками полости, очень устойчив. Особенно, если вставка хорошо пригнана, пломбирование фарфором окончательно завоевало себе в практике широкое применение, и даже явилась идея о применении таких же вставок из золота, которые бы укреплялись в полости на цементе. Тот самый цемент, о котором раньше говорили, что он является единственным отрицательным моментом фарфорового пломбирования, что он должен рассасываться и тем дать возможность выпадению фарфоровой вставки, как оказалось, имеет ценные свойства как склеивающий элемент, если только края полости хорошо закрыты вставкой, вернее, — если вставка хорошо пригнана к краям.

При первых попытках получения золотых вставок пользовались тем же методом, как и при получении вставок фарфоровых. Платиновой фольгой снимался оттиск с полости, оттиск с задней стороны смазывался с помощью кисточки меловой кашицей, устанавливался на паяльную подставку и с помощью паяльной трубки заливался внутри чистым золотом. Таким образом, золото спаивалось с платиновой фольгой, и когда заполнялся весь оттиск, свободные края фольги обрезались и вставка цементом укреплялась в полости, причем наружная форма придавалась ей уже после укрепления во рту шлифовкой. Как известно, широкого применения метод этот не имел, и заодно с ним возник метод Сольбрига в Париже. Сольбриг снимает оттиск платиновой фольгой, но не плавит в нем золота, а наполняет его воском, помещает опять в полости и просит пациента прикусить, отчего получается точный прикус и возможность создать контуры пломбы по точному оттиску их, а не произвольно, как это было в первом случае. Этим дело приготовления вставок подвинулось уже вперед, так как является возможность без особой затраты времени получить естественные контуры зуба, а на наружных краях достигается более плотное прилегание вставки к полости.

К восковой вставке, сформированной в оттиске, в какой-нибудь наружной точке прикрепляют восковой стерженек в виде отростка и все вместе, т. е. оттиск из платиновой фольги, восковая вкладка и стерженек, гипсуются в специальную кювету так, чтобы конец стерженька оставался свободным. Когда воск после затвердевания гипса вытравливается, на месте стерженька образуется канал, через который и вдавливается особым прессом расплавленное золото в форму вставки.

Далее, в течение сравнительно короткого времени идут различные модификации этого метода еще более упрощенные, и в настоящее время существуют упрощенные аппараты для приготовления золотых вставок.

Вкратце опишем отдельно каждый момент работы — от подготовки полости до укрепления пломбы.

Приготовление полости. Принцип подготовки полостей тот же, что и для фарфоровых вставок. Края полости должны быть чисты, крепки и прямы. Дно полости слегка уже выходного отверстия.

Часто полость имеет причудливую форму, особенно если кариес расположен не только на жевательной, но и на апроксимальной поверхности.

Готовую полость защищают от доступа влаги, слегка смазывают маслом, заполняют размягченным специальным воском и просят пациента прикусить. Восковая пломба эта формируется и хорошо сглаживается в полости, после чего охлаждается струей холодной воды из шприца. Затем нагревается обыкновенный медный штифтик и вводится в воск на место, наименее важное для формы вставки, которая еще раз охлаждается уже со штифтиком. Теперь вся восковая вставка может быть свободно выведена из полости пинцетом, которым захватывается штифт. Эта восковая вставка будет служить моделью, по которой надо сделать такую же золотую, сходную с ней на всех поверхностях и краях.

Изготовление вставки. Для дальнейшей работы имеется специальный конус с каналом в центре и хорошо пригнанный к нему цилиндр. Свободным концом штифт помещается в смазанный маслом канал конуса вместе с восковой вставкой, которая покрывается, вернее, смазывается тонкой кисточкой жидкой смесью для обмазывания немного жиже обыкновенного гипса для отливки моделей.

После этого на конус надевается цилиндр, скрепляющийся с ним специально для этой цели служащим резиновым кольцом, и гипс выливается в цилиндр, причем надо стараться, чтобы не было пузырей. После полного затвердения гипса цилиндр переворачивают конусом вверх, вынимают конус, который свободно освобождает штифт, вследствие предварительного смазывания жиром канала, и устанавливают цилиндр на горелку в горизонтальном положении. Там цилиндр находится до полного выгорания воска, на что требуется приблизительно 10 минут. Штифт удаляется из воска перед помещением цилиндра на горелку.

Само собой разумеется, что на место выгоревшего воска должно быть налито расплавленное золото. Для этой цели пользовались специальными щипцами Сольбрига, имеющими на щечках специально выдолбленные цилиндрические углубления, причем нижней щечкой считается та, у которой диаметр цилиндра меньше, а верхней та, у которой он шире.

После выжигания воска из цилиндра, он устанавливается на нижнюю щечку, а в верхнюю еще до этого помещают два кружка из горного льна, смоченные в воде, но вытертые для удаления избытка влаги.

В углублении цилиндра на место, где раньше находился воск, накладывают несколько кусочков 22-каратного золота, приблизительно в 2—3 раза больше изготовляемой вставки.

Щипцы удерживают левой рукой за одну верхнюю ветвь и направляют пламя горелки или паяльного пистолета в углубление, где находится золото, пока последнее не расплавится и не станет жидким.

В этот момент, продолжая действовать огнем, быстро смыкают щипцы, опираясь другой ветвью их на стол. При герметическом смыкании щипцов и удержании их с силой в таком положении давлением образующихся от влаги льна водяных паров золото вгоняется

во все углубления полости. После охлаждения в воде щечек щипцов вместе с цилиндром работа окончена, и мы имеем вставку.

Для укрепления вставки делают на ней бороздки, на стенках же полости или же углов ее делаются неглубокие надрезы, если только это возможно. В тех случаях, где пульпа мертва, опорные надрезы делаются в слое подкладочного цемента, которым. еще до снятия модели из воска пломбируется надпульповый свод в камеру. На самой вставке бороздки делаются легче всего тонким карборундовым колесом или же алмазным диском.

Кроме описанного метода отливки золотых вставок под давлением водяных паров, существует еще метод вливания расплавленного золота в форму под давлением, получаемым от центробежной силы.

Существует для этой цели центрифуга Джемсона, в которой отливная форма пружиной приводится во вращательное движение, и требующееся для отливки давление достигается силой центрифуги. Устройство этого аппарата чрезвычайно просто, и отливные работы быстро и точно выполняются им. Однако вследствие дороговизны, а также вследствие появления новых более простых аппаратов центрифуга в настоящее время мало применяется.

Простым дешевым аппаратом с применением центробежной силы для давления является отливной цилиндр Барде на цепочке. Последний тотчас после расплавления золота приводится рукой во вращательное движение, отчего золото быстро загоняется в форму. Но самым удобным является штемпель по Биберу. По простоте и удобству применения его надо поставить на первое место. Здесь давящей силой являются пары жидкости, имеющейся в массе, которой заполнена давящая поверхность штемпеля.

В настоящее время, когда идет кампания против широкого применения амальгамы для пломбирования зубов, при массовой пломбировке зубов надо обратить внимание на литые вкладки, которые являются идеально защищающими и выполняющими дефекты твердых тканей. К тому же литые вставки могут приготовляться и из дешевых металлов — алюминия, магния и других комбинаций металлов — олова, серебра и т. п. В этом направлении надо поставить широкие опыты в наших государственных зубных амбулаториях. Это тем более легко сделать, что для широкого применения вставок не требуется большого оборудования. Опыт показал, что вставочные пломбы весьма надежны и прочны и надолго замыкают края полости (от 5 до 10 лет и больше).

оцените статью

Ссылка на основную публикацию